Репертуар Исторя Спектакль контакты
  • Праздник Остров надежды, Московский Комсомолец
  • "Психея, или Монологи из гримерки" в театре "МИРТ, Светлана ИВАНОВА
  • Сцена для равных возможностей, Олеся ПАЛАМАРЮК
  • Наша землячка - почетный Филантроп, Краснодарские известия
  • И вот, появилась Мастерская "Интегрированный Реабилитационный Театр", иначе - "МИРТ"., Некоммерческая организация Фонд "Филантроп", www.filantrop.ru/p20_9.htm 
  • Как прекрасен этот "МИРТ"..., Екатерина ЗОТОВА, "Русский инвалид" [09.08.05]
  • 'Скандалы-кандалы, "Мертвые дочери" да абракадабра', Макс,.Кинотеатр.ру 

  • http://www.kino-teatr.ru/ [20.12.2006]
  • Свет человечности, Екатерина ЗОТОВА
  • Сцена для равных возможностей

    В Киеве завершился театральный фестиваль инвалидов

    Терапией посредством искусства можно было бы назвать конечную цель Международного интеграционного театрального фестиваля «Солнечная волна», который завершился в эту субботу в столице. Проходил он при поддержке Национального фонда «Украина — детям» в рамках провозглашения Европейской комиссией программы «2003 — год инвалидов европейских стран». Участники фестиваля — театральные коллективы из Беларуси, Литвы, России и Польши. Украина же была представлена коллективами из Киева, Львова, Харькова, Луцка и Ужгорода. Всего же в течение двух дней в Киевском академическом театре юного зрителя на Липках было просмотрено 15 спектаклей, а экспертное жюри смогло подвести итоги этой работы и выдвинуть свои предложения на научно-практическом семинаре.

    Конечно же, мы привыкли к тому, что искусство должно, прежде всего, приносить эстетическое наслаждение, а актеры кино и театра выступать так называемым олицетворением этой эстетики. Наблюдать же за действом, в котором непосредственное участие принимают дети с ограниченными возможностями на костылях и колясках, для человека неподготовленного психологически нелегко. Однако эксперты отмечают, что когда речь идет о реабилитации детей-инвалидов, именно театр является незаменимым. По этому поводу определилось два мнения: или это искусство — для искусства, где инвалиды могут заявить о своем таланте не хуже, чем физически здоровые, или же главная идея все-таки состоит в раскомплексовывании и победе над стеснением. В частности, режиссер, доцент кафедры театральной режиссуры Киевского Национального университета культуры и искусств Владимир Федоров, говорит о том, что театр не только развивает мышление, память, речь, но и помогает ребенку с ограниченными возможностями через передачу образов предметного мира познавать жизнь и развиваться. «В ритме сюжета такой ребенок как будто существует в другом вертикальном измерении, где забывает о действительном и прошлом, и тогда не нужно обращать внимание на то, что кто-то тянет ногу или неправильно говорит». Главное для реализации такой терапии — найти роль, которая будет абсолютно отвечать физиологическим и психологическим возможностям того или иного ребенка, чтобы не играли те, которые совсем не могут играть, и не провоцировалось отвращение со стороны зрителей.

    Показательным в этом плане был доклад театрального композитора, художественного руководителя театра «Мирт» из Москвы Натальи Ораловой. На фестивале она представила театральную новеллу по произведениям Марины Цветаевой «Психея или монологи из гримерки», идея, постановка и музыкальное оформление которой, режиссер осуществила сама. В этом спектакле — абсолютно здоровая профессиональная актриса на сцене вместе со слепой девочкой-инвалидом, у которой незаурядные вокальные данные. «Я рассматриваю момент интеграции тогда, когда талантливый инвалид будет работать на одном уровне с профессионалом, не вызывая при этом какого-то отчуждения у зрителя. Спрятать ущербность и является интеграцией», — говорит госпожа Оралова.

    Наталья работает на базе интерната для детей, которые страдают от детского церебрального паралича. Но в ее трупе из 15-ти человек есть и дети с синдромом Дауна, аутисты. Режиссер говорит, что занимается со всеми детьми без исключения, поскольку они более открыты на игру. «В одном из зимних спектаклей, где дети занимались импровизацией, — отмечает Н. Оралова, — даже мальчик-аутист абсолютно правильно понял и сыграл снежный сугроб, накрывшись простыней». Люди же более зрелого возраста не всегда горят желанием заниматься из-за того, что в нашем обществе для инвалидов определены совсем другие профессии: компьютерщиков, математиков и тому подобное. «Иногда я нахожу людей прямо на улице — одного юношу я встретила в метро, поговорила, заинтересовала театром, а теперь он в него влюблен. Оказалось, что он — человек творческий, сам пишет пьесы, у него красивое лицо и фигура. Новация — это поиск какой-то новой драматургии, необычной пластики, выразительных средств, — говорит Н. Оралова. — Моя задача состоит в том, чтобы как можно ярче суметь определить в спектакле талантливых в своей музыкальной, языковой, пластичной органике людей. Найти какое-то новое необычное драматургическое решение», — говорит Наталья. Театральное искусство потому обладает таким терапевтическим свойством, что в нем взаимодействуют почти все виды искусств. В основе методики Натальи Ораловой лежит определенная ритмическая музыкальность. Принимая во внимание именно ритмичную пластику, ею можно скорректирвать даже несинхронную походку мальчика, который страдает ДЦП, считает Н. Оралова, а если ввести ее в основу театральной постановки, то он будет двигаться спокойно и четко ощущая ритм. «Именно в этом и состоит интеграция инвалида в общество, когда акценты перемещаются на внутренние творческие резервы человека, а не на его недостатки».

    Олеся ПАЛАМАРЮК, [04.11.2003]

    Copyright © 2002-2007 Театр-студия МИРТ
    Hosted by uCoz