Репертуар Исторя Спектакль контакты
  • Праздник Остров надежды, Московский Комсомолец
  • "Психея, или Монологи из гримерки" в театре "МИРТ, Светлана ИВАНОВА
  • Сцена для равных возможностей, Олеся ПАЛАМАРЮК
  • Наша землячка - почетный Филантроп, Краснодарские известия
  • И вот, появилась Мастерская "Интегрированный Реабилитационный Театр", иначе - "МИРТ"., Некоммерческая организация Фонд "Филантроп", www.filantrop.ru/p20_9.htm 
  • Как прекрасен этот "МИРТ"..., Екатерина ЗОТОВА, "Русский инвалид" [09.08.05]
  • 'Скандалы-кандалы, "Мертвые дочери" да абракадабра', Макс,.Кинотеатр.ру 

  • http://www.kino-teatr.ru/ [20.12.2006]
  • Свет человечности, Екатерина ЗОТОВА
  • "Как прекрасен этот "МИРТ"...

      "МИРТ" - лауреат I Всероссийского фестиваля "ПроТеатр", двух Международных фестивалей интегрированных театров в Киеве, Московского фестиваля искусств детей-инвалидов "Надежда" и детского театрального фестиваля "Как прекрасен этот мир". • Его руководитель - театральный композитор и режиссер Наталия Оралова, исходит из того, что люди с ограниченными возможностями должны смотреться на сцене как можно более естественно. 

    На малой сцене МХАТа имени Горького, что на Тверском бульваре, 21 апреля был аншлаг. Вежливые билетерши провожали в зал под самой крышей все новые и новые группы зрителей. Спектакль между тем задерживался - артисты давали интервью вездесущим телевизионщикам.

    В Москве трудно кого-то удивить ажиотажем перед премьерой. Но в этом случае интерес к спектаклю не подогревался ни изобретательной рекламой (афиш не было вовсе), ни тщательно раздутым скандалом. Люди собрались посмотреть постановку, о которой многие слышали, но почти никто не видел.

    "МИРТ" (Мастерская Интегрированный Реабилитационный Театр), объединяющий профессиональных артистов и любителей-инвалидов, хорошо известен в узком кругу приверженцев "особых театров". "МИРТ" - лауреат I Всероссийского фестиваля "ПроТеатр", двух Международных фестивалей интегрированных театров в Киеве, Московского фестиваля искусств детей-инвалидов "Надежда" и детского театрального фестиваля "Как прекрасен этот мир".

    За пять лет театр обрел неповторимое лицо и стиль. Его руководитель - театральный композитор и режиссер Наталия Оралова, исходит из того, что люди с ограниченными возможностями должны смотреться на сцене как можно более естественно. Поэтому литературный материал для постановок здесь подвергается основательной переработке. Вот и на этот раз в музыкально-драматической мистерии "Покаяние Вийона", в основу которой легла пьеса П. Антокольского "Франсуа Вийон", образ главного героя как бы раздвоен. Роль несгибаемого Франсуа в застенках инквизиции исполнил любитель Александр Ванян, а его "Двойника", молодого поэта-забияку, - профессионал Александр Поляков.

    Впрочем, это - не единственный способ ввода "особых" артистов в спектакль. В "Покаянии Вийона" погруженных в молитвы монахов играют ученики школы-интерната N 102 для детей с отклонениями в развитии. А лауреат московского фестиваля "Надежда" Аркадий Васильев исполнил роль богатого горожанина Эструвиля. В самом деле, разве не может человек ходить по улицам с тростью? (Кстати, в театре Аркадий - не только актер, но и звукорежиссер.) Облегчает работу артистов и звуковое оформление, которое включает не только музыку Н.Ораловой и вокализ-реквием Sasha Ivanov'a, но и фрагменты баллад Вийона, звучащих на русском и французском языках в исполнении Н. Ораловой и А. Полякова.

    При этом зритель видит отнюдь не "облегченный" любительский спектакль. С самого начала А. Ванян и А. Поляков увлекают его в водоворот напряженного противостояния личности и властей, независимого духа и покорности, свободы и освященного традицией порядка. Отстаивая свое право на творчество, герой лишается поддержки наставника, сестры, друга, матери... При этом сам Вийон, беспечный завсегдатай притонов и приятель воров, тоже далеко не ангел. Но он не изменяет себе и не предает других, он способен вселить надежду в отчаявшуюся девчонку, выброшенную хозяином на улицу. В финале, признавая свои грехи перед Богом, Франсуа предпочитает умереть, лишь бы не каяться перед теми, кто некогда отрекся от самого себя. Именно за это он и получает прощение...

    Впрочем, успех постановки с артистами по праву должны разделить и режиссер Н. Оралова, и автор остроумных декораций С. Оболенская, и художник по свету Ю. Бобков. Закономерным итогом спектакля стали долгие аплодисменты, а счастливые лица в зале и на сцене помогали понять: "МИРТ" не только врачует своих артистов, давая им возможность почувствовать вкус заслуженного успеха, но и выполняет главную задачу любого театра - просветлять души зрителей.

    После этого рецензенту остается только пригласить читателя на премьер. Но... приглашать некуда.

    Недаром и перед началом спектакля, и после него Наталия Оралова сказала немало теплых слов в адрес руководителя МХАТа, народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной. "Покаяние Вийона" было готово к встрече со зрителем больше года назад, но до сих пор показывалось только на фестивалях. В Москве не нашлось ни одной сценической площадки, кроме МХАТа, на которой можно было бы безвозмездно сыграть хотя бы один спектакль.

    Нет у "МИРТа" и постоянного места для репетиций - только временные пристанища в ДК "Надежда" и Центрах творчества детей и юношества "Свиблово" и "Перово". Похоже, уникальный коллектив не нужен никому, кроме самого себя. Этот неутешительный вывод подтверждает и отсутствие на спектакле большинства приглашенных чиновников, и более чем странная реакция руководства телеканала НТВ, который показал сюжет о спектакле в... трансляции на Сибирь и Дальний Восток.

    Впрочем, это неправда. Спектакль во МХАТе показал: "МИРТ" нужен зрителям. Вот только сами зрители об этом пока не знают...

    Екатерина ЗОТОВА
    "Русский инвалид" 

    Copyright © 2002-2007 Театр-студия МИРТ
    Hosted by uCoz