Праздник Остров надежды, Московский
Комсомолец
"Психея, или Монологи из гримерки" в театре
"МИРТ, Светлана ИВАНОВА
Сцена для равных возможностей, Олеся
ПАЛАМАРЮК
Наша землячка - почетный Филантроп,
Краснодарские известия
И вот, появилась Мастерская "Интегрированный
Реабилитационный Театр", иначе - "МИРТ"., Некоммерческая организация
Фонд "Филантроп", www.filantrop.ru/p20_9.htm
Как прекрасен этот "МИРТ"..., Екатерина
ЗОТОВА, "Русский инвалид" [09.08.05]
'Скандалы-кандалы, "Мертвые дочери" да
абракадабра', Макс,.Кинотеатр.ру
http://www.kino-teatr.ru/ [20.12.2006]
Свет человечности, Екатерина ЗОТОВА
|
"Как прекрасен этот "МИРТ"...
"МИРТ" - лауреат I Всероссийского фестиваля "ПроТеатр", двух
Международных фестивалей интегрированных театров в Киеве, Московского фестиваля
искусств детей-инвалидов "Надежда" и детского театрального фестиваля "Как
прекрасен этот мир". • Его руководитель - театральный композитор и режиссер
Наталия Оралова, исходит из того, что люди с ограниченными возможностями
должны смотреться на сцене как можно более естественно.
На малой сцене МХАТа имени Горького, что на Тверском бульваре, 21 апреля
был аншлаг. Вежливые билетерши провожали в зал под самой крышей все новые
и новые группы зрителей. Спектакль между тем задерживался - артисты давали
интервью вездесущим телевизионщикам.
В Москве трудно кого-то удивить ажиотажем перед премьерой. Но в этом
случае интерес к спектаклю не подогревался ни изобретательной рекламой
(афиш не было вовсе), ни тщательно раздутым скандалом. Люди собрались посмотреть
постановку, о которой многие слышали, но почти никто не видел.
"МИРТ" (Мастерская Интегрированный Реабилитационный Театр), объединяющий
профессиональных артистов и любителей-инвалидов, хорошо известен в узком
кругу приверженцев "особых театров". "МИРТ" - лауреат I Всероссийского
фестиваля "ПроТеатр", двух Международных фестивалей интегрированных театров
в Киеве, Московского фестиваля искусств детей-инвалидов "Надежда" и детского
театрального фестиваля "Как прекрасен этот мир".
За пять лет театр обрел неповторимое лицо и стиль. Его руководитель
- театральный композитор и режиссер Наталия Оралова, исходит из того, что
люди с ограниченными возможностями должны смотреться на сцене как можно
более естественно. Поэтому литературный материал для постановок здесь подвергается
основательной переработке. Вот и на этот раз в музыкально-драматической
мистерии "Покаяние Вийона", в основу которой легла пьеса П. Антокольского
"Франсуа Вийон", образ главного героя как бы раздвоен. Роль несгибаемого
Франсуа в застенках инквизиции исполнил любитель Александр Ванян, а его
"Двойника", молодого поэта-забияку, - профессионал Александр Поляков.
Впрочем, это - не единственный способ ввода "особых" артистов в спектакль.
В "Покаянии Вийона" погруженных в молитвы монахов играют ученики школы-интерната
N 102 для детей с отклонениями в развитии. А лауреат московского фестиваля
"Надежда" Аркадий Васильев исполнил роль богатого горожанина Эструвиля.
В самом деле, разве не может человек ходить по улицам с тростью? (Кстати,
в театре Аркадий - не только актер, но и звукорежиссер.) Облегчает работу
артистов и звуковое оформление, которое включает не только музыку Н.Ораловой
и вокализ-реквием Sasha Ivanov'a, но и фрагменты баллад Вийона, звучащих
на русском и французском языках в исполнении Н. Ораловой и А. Полякова.
При этом зритель видит отнюдь не "облегченный" любительский спектакль.
С самого начала А. Ванян и А. Поляков увлекают его в водоворот напряженного
противостояния личности и властей, независимого духа и покорности, свободы
и освященного традицией порядка. Отстаивая свое право на творчество, герой
лишается поддержки наставника, сестры, друга, матери... При этом сам Вийон,
беспечный завсегдатай притонов и приятель воров, тоже далеко не ангел.
Но он не изменяет себе и не предает других, он способен вселить надежду
в отчаявшуюся девчонку, выброшенную хозяином на улицу. В финале, признавая
свои грехи перед Богом, Франсуа предпочитает умереть, лишь бы не каяться
перед теми, кто некогда отрекся от самого себя. Именно за это он и получает
прощение...
Впрочем, успех постановки с артистами по праву должны разделить и режиссер
Н. Оралова, и автор остроумных декораций С. Оболенская, и художник по свету
Ю. Бобков. Закономерным итогом спектакля стали долгие аплодисменты, а счастливые
лица в зале и на сцене помогали понять: "МИРТ" не только врачует своих
артистов, давая им возможность почувствовать вкус заслуженного успеха,
но и выполняет главную задачу любого театра - просветлять души зрителей.
После этого рецензенту остается только пригласить читателя на премьер.
Но... приглашать некуда.
Недаром и перед началом спектакля, и после него Наталия Оралова сказала
немало теплых слов в адрес руководителя МХАТа, народной артистки СССР Татьяны
Васильевны Дорониной. "Покаяние Вийона" было готово к встрече со зрителем
больше года назад, но до сих пор показывалось только на фестивалях. В Москве
не нашлось ни одной сценической площадки, кроме МХАТа, на которой можно
было бы безвозмездно сыграть хотя бы один спектакль.
Нет у "МИРТа" и постоянного места для репетиций - только временные пристанища
в ДК "Надежда" и Центрах творчества детей и юношества "Свиблово" и "Перово".
Похоже, уникальный коллектив не нужен никому, кроме самого себя. Этот неутешительный
вывод подтверждает и отсутствие на спектакле большинства приглашенных чиновников,
и более чем странная реакция руководства телеканала НТВ, который показал
сюжет о спектакле в... трансляции на Сибирь и Дальний Восток.
Впрочем, это неправда. Спектакль во МХАТе показал: "МИРТ" нужен зрителям.
Вот только сами зрители об этом пока не знают...
Екатерина ЗОТОВА
"Русский инвалид"
|